Двойная жизнь Флоримона Эрве.
Французский композитор и органист, основатель музыкального театра, автор оперетт, среди которых наиболее известна «Мадемуазель Нитуш»,
Флоримон Эрве (наст. имя Луи-Огюст-Флоримон Ронже) родился 30 июня 1825 года в городе Уден
(50.27 N 02.32 E TZ = 0.1100 E ), Франция
в 2 часа 30 минут ночи местного времени.
В этом уроке мы рассмотрим два самых ярких периода творчества композитора, которые отмечены активизацией транзитными планетами натальной Венеры. |
|
…долговязый и неуклюжий юноша брел наугад. Его душили слезы: жизнь не складывалась!
Он выучился играть на органе, но в церковь, которая его приютила, пришел органист-профессионал. Играть больше не на чем. Орган ведь не купишь, как скрипку или рояль… Вздохнув, юноша оглянулся. Куда он забрел? Какое-то предместье Парижа – парк, старинная церковь. Юноша вдруг отчетливо услышал голос: «Там твое будущее!»
И зазвучал орган…
Флоримон вошел. В церкви стояла тишина, видно, органист уже закончил свою игру.
Вмиг юноша оказался на месте органиста и заиграл. Услышав его музыкальные импровизации,
из ризницы торопливо вышел священник:
- «Вас привело Провидение, мой юный друг! Нам так не хватает органиста!»
– «Но я же слышал, как у вас играет орган!» – изумился Флоримон.
- «Не может быть! – замялся священник. – Ведь вчера Бог прибрал нашего органиста…»
– «Но я слышал музыку, когда входил в вашу церковь!» – настаивал Флоримон.
Священник грустно улыбнулся: «Не может быть! Хотя… Вдруг это знак свыше? Хотите занять место нашего органиста?» Флоримон возликовал: «Конечно! Но что это за церковь?»
Священник вздохнул и расплылся в улыбке: «Это церковь Бисетра – самой известной в Париже психиатрической лечебницы!»
Так уж повелось, что каждый день больных приводили здесь на мессу.
С весны 1842 года семнадцатилетний Флоримон услаждал их хоралами. Уже через пару недель он заметил, что музыка успокаивает пациентов. Утихомиривались даже самые буйные – «Наполеон» и «Фауст».
«А не попробовать ли лечить больных с помощью музыки?» – подумал молодой органист.
И вот он составил из пациентов церковный хор. Конечно, зрелище не для слабонервных.
Десятки мужчин и женщин с тупыми лицами, столпившись вокруг органиста, выли нечто маловразумительное. Но время шло. Больные все больше воодушевлялись, многие вышли из тяжелой депрессии, и хор зазвучал стройнее.
Чтобы не утруждать пациентов большими песнопениями, молодой органист начал сочинять крошечные кантатки, называя их «музыкальными пилюлями». И «пилюли» помогали!
В марте 1847 года Флоримон познакомился с комическим актером Дезире – смешливым, толстеньким.
Тому понравилась музыка, и он заказал ему музыку к своему бенефису.
Сцена! О ней Флоримон даже мечтать не смел. Но Дезире пристроил его на маленькие роли в театр на Монмартре.
Ах, этот театр – кулисы, актрисы, кокетливые личики, свободные нравы.
Ну как от всего этого отказаться?!
Итак, Флоримон начинает писать музыку
- транзитный Нептун находится во взаимодействии с натальной Венерой
+ и в трине с Меркурием, упр. 5 дома. |
|
Жаль, только денег в театре Флоримону не платят.
Зарабатывать приходится, по-прежнему дирижируя сумасшедшим хором.
Каждый вечер Флоримон пробирается из церкви в театр, под утро возвращается обратно.
И все тайком: начальство узнает – выгонит! От двойной жизни голова кругом идет – куплеты с церковными хоралами путаются. Зато его музыкальная буффонада «Дон Кихот» принята к постановке. Делая афишу, директор спросил его: «Ваша фамилия?» У Флоримона сердце екнуло. Начальство увидит, что он, Флоримон Ронже, подвизается на сцене, выйдет скандал!
Но ведь можно взять псевдоним.
И Флоримон ответил: «Флоримон Эрве!» Так родился двойник (обратите внимание, это событие связано с другим, очень важным событием, которое произошло позднее!).
Началась новая жизнь. Позднее композитор Флоримон Эрве открыл собственный театр на бульваре Тампль. На первом же спектакле «Жемчужина Эльзаса» в зал со сцены хлынул водопад веселых мелодий и ворох безумно дерзких шуточек. А героиня впервые на сцене станцевала и вовсе невообразимое – «непристойный» канкан. Так открылся первый в мире театр оперетты (маленькой оперы). Название это Эрве тоже выдумал сам.
В 1870-х годах оперетта утеряла былую актуальность. Театр Эрве закрылся.
О композиторе почти забыли. Сидя дома в одиночестве, он вновь начал писать духовные сочинения. Вздыхал о том, что жизнь уже прожита – полвека перевалило.
Но в середине февраля 1883 года на транзите соединения Плутона с натальной Венерой к 58-летнему Эрве пришла певица Анна Жюдик.
Когда-то она пела в театре Эрве, но потом ушла к набиравшему славу Оффенбаху.
Теперь и Оффенбаха два года уже нет
в живых, а легкомысленная прима постарела, начала терять голос и потому попросила сочинить для нее оперетту без технических сложностей.
Эрве промучался без сна всю ночь.
Что ж, молодость уходит. Но разве он, творец, не сможет ее вернуть? |
|
Он напишет оперетту о своей юности, вспомнит начинающего композитора
(назовем его Флоридор), который вынужден учить церковной музыке воспитанниц монастыря «Небесные ласточки», хотя сам мечтает написать оперетту.
Разве не в таких «безумных» мечтах о театре проходила когда-то жизнь молодого органиста из Бисетра? И конечно, это будет рассказ о юной воспитаннице монастыря, которая грезит сценой,
как некогда сама Жюдик.
Оперетта «Мадемуазель Нитуш» в театре «Варьете» имела бешеный успех.
И она же была последней в его творческой жизни.
И что самое интересное – каждый из нас, кто сегодня услышал впервые о композиторе Флоримоне Эрве, оказывается, давно уже был знаком с ним:)
А рассказал нам о его жизни один из самых любимых наших артистов – Андрей Миронов:)
Катерина Старцева
автор и руководитель
проекта Солярис
Подписаться на БЕСПЛАТНЫЙ курс по тематике "Натальная карта и транзиты планет"
"Тайны звездных предначертаний" можно тут.
Солярис: Познаем мир вместе!
|